(1910-1984)

Наум Грановский родился в 1919 году в Александрии. Фотографией он увлекся еще подростком, а после переезда в 1926 году в Москву, начал работать лаборантом в «Пресс-клише ТАСС», куда его устроил муж сестры, фотограф Соломон Тулес. В его обязанности входило проявлять пластинки, печатать и сушить снимки, делать репродукции, держать в чистоте помещение лаборатории и иногда ходить на оперативную съемку. В 1931 году, когда был создан трест «Союзфото» и при нем фабрика фотопечати, начальником цеха массовой печати был назначен именно Грановский. Спустя три года его пригласили работать в Государственное издательство изобразительных искусств «Изогиз», привлекавшее в то время к сотрудничеству крупных мастеров фотографии. В эти годы Наум Грановский начинает постоянно снимать меняющуюся Москву.
Одной из важных задач издательства было показать растущую и процветающую страну и ее города, поэтому съемка архитектуры и нового строительства также была в приоритете. В 1920–1930-е годы архитектуру снимали многие, были те, кто работал в традициях пикториальной фотографии и те, кто искал новый изобразительный язык в рамках движений авангарда. В фотографиях Грановского можно найти следы этих разных направлений. Так, знаменитая фотография Крымского моста в Москве (1938) напоминает о приемах конструктивистов. К концу 1940-х годов в его снимках закрепляются узнаваемые приемы: высокая точка съемки, глубокая перспектива, линия горизонта, позволяющая дать панораму города и строго выстроенная композиция. Для Грановского не существовало мелочей, он составлял «точно разработанный план-сценарий» изображения. Работая в ТАСС, ему важно было соответствовать качеству и требованиям, которые устанавливало агентство.
В 1941 году Грановский отправляется служить фронтовым корреспондентом газеты «Тревога». Он много снимал на передовой, а три альбома его фотографий, сохранивших историю обороны Москвы, хранятся сегодня в Центральном музее Вооруженных Сил.
В 1946 году Наум Грановский возвращается на работу в «Фотохронику ТАСС». Его снимки, которые он сделал с 1946 по 1984 год стали классикой представления послевоенной Москвы. Высотки, фонтаны, скверы, набережные столицы, иллюминация на Новом Арбате, СЭВ и преображение новых районов столицы, по его фотографиям можно проследить почти все этапы реконструкции города. Прежде всего с этими изображениями ассоциируется сегодня его имя.
Работы Наума Грановского были высоко оценены еще при его жизни. Он был участником крупнейших выставок, автором книг и альбомов, заслуженным работником культуры РСФСР, Членом Союза архитекторов СССР. В 2017 году Центр фотографии имени братьев Люмьер приобрел фотоархив Наума Грановского и на сегодняшний день является единственным правообладателем, эксклюзивно, представляющим работы мастера. Это большая честь и ответственность.

Избранные персональные выставки
2010
«Москва Наума Грановского». Юбилейная выставка к 100-летию Н.Грановского. Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Россия
2004
«Москва. 1930 — 1970-ые», Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия

Избранные групповые выставки
2015
«Советское фото», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Россия
2014
«The Visual Revolution: Russian Avant-Garde Photography, Alexander Rodchenko & Vkhutemas Workshop», галерея Richard Salton, Лондон Великобритания
2012
«Современная российская фотография, поздние 1940-ые – 2012», фестиваль FotoFest Biennal 2012, Хьюстон, Техас, США
2011
«Rodchenko and His Circle: Constructing the Future Through Photography», галерея Art Sensus, Лондон, Великобритания
2004
«Фотоэстафета: от Родченко до наших дней», Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия


В 2017 году галерея имени братьев Люмьер приобрела фотоархив Наума Грановского и на сегодняшний день является единственной галереей, эксклюзивно, представляющей работы мастера.