ГРАНОВСКИЙ НАУМ (1910-1984)

Наум Грановский родился в 1910 году в Александрии. Фотографией он увлекся еще подростком, а после переезда в 1926 году в Москву, начал работать лаборантом в «Пресс-клише ТАСС», куда его устроил муж сестры, фотограф Соломон Тулес. В его обязанности входило проявлять пластинки, печатать и сушить снимки, делать репродукции, держать в чистоте помещение лаборатории и иногда ходить на оперативную съемку. В 1931 году, когда был создан трест «Союзфото» и при нем фабрика фотопечати, начальником цеха массовой печати был назначен именно Грановский. Спустя три года его пригласили работать в Государственное издательство изобразительных искусств «Изогиз», привлекавшее в то время к сотрудничеству крупных мастеров фотографии. В эти годы Наум Грановский начинает постоянно снимать меняющуюся Москву.

Одной из важных задач издательства было показать растущую и процветающую страну и ее города, поэтому съемка архитектуры и нового строительства также была в приоритете. В 1920–1930-е годы архитектуру снимали многие, были те, кто работал в традициях пикториальной фотографии и те, кто искал новый изобразительный язык в рамках движений авангарда. В фотографиях Грановского можно найти следы этих разных направлений. Так, знаменитая фотография Крымского моста в Москве (1938) напоминает о приемах конструктивистов. К концу 1940-х годов в его снимках закрепляются узнаваемые приемы: высокая точка съемки, глубокая перспектива, линия горизонта, позволяющая дать панораму города и строго выстроенная композиция. Для Грановского не существовало мелочей, он составлял «точно разработанный план-сценарий» изображения. Работая в ТАСС, ему важно было соответствовать качеству и требованиям, которые устанавливало агентство.

В 1941 году Грановский отправляется служить фронтовым корреспондентом газеты «Тревога». Он много снимал на передовой, а три альбома его фотографий, сохранивших историю обороны Москвы, хранятся сегодня в Центральном музее Вооруженных Сил.

В 1946 году Наум Грановский возвращается на работу в «Фотохронику ТАСС». Его снимки, которые он сделал с 1946 по 1984 год стали классикой представления послевоенной Москвы. Высотки, фонтаны, скверы, набережные столицы, иллюминация на Новом Арбате, СЭВ и преображение новых районов столицы, по его фотографиям можно проследить почти все этапы реконструкции города. Прежде всего с этими изображениями ассоциируется сегодня его имя.

Работы Наума Грановского были высоко оценены еще при его жизни. Он был участником крупнейших выставок, автором книг и альбомов, заслуженным работником культуры РСФСР, Членом Союза архитекторов СССР. В 2017 году Центр фотографии имени братьев Люмьер приобрел фотоархив Наума Грановского и на сегодняшний день является единственным правообладателем, эксклюзивно, представляющим работы мастера. Это большая честь и ответственность.


ИЗБРАННЫЕ ВЫСТАВКИ 

2015  «Советское фото», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Россия

2014  The Visual Revolution: Russian Avant-Garde Photography, Alexander Rodchenko & Vkhutemas Workshop, галерея Richard Salton, Лондон, Великобритания

2012  «Современная российская фотография, поздние 1940-ые – 2012», фестиваль FotoFest Biennal, Хьюстон, Техас, США 

2010  «Москва Наума Грановского», Юбилейная выставка к 100-летию Н.Грановского, Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Россия

2011  Rodchenko and His Circle: Constructing the Future Through Photography, галерея Art Sensus, Лондон, Великобритания

2004  «Москва. 1930-1970-ые», Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия
          «Фотоэстафета: от Родченко до наших дней», Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия

В 2017 году галерея имени братьев Люмьер приобрела фотоархив Наума Грановского и на сегодняшний день является единственной галереей, эксклюзивно, представляющей работы мастера.