• Forbes: Где искать лучшие фотографии в 2019 году? Путеводитель по аукционам и ярмаркам

    07.01.2019 2019

    Наталья Литвинская, коллекционер, главный куратор Центра фотографии имени Братьев Люмьер, подводит итоги года на рынке фотографии (

    В 2018 году аукционные дома наращивали объемы лотов в фотографических отделениях, как всегда разбивая их на периоды и жанры, подстраиваясь под вкусы и предпочтения своих клиентов. Отмечу лишь некоторые, запомнившиеся мне в силу моей профессиональной деятельности в Москве, которую мы ведем с учетом вкусов российских собирателей и коллекционеров.

    Осенние торги Sotheby’s 9 ноября в активный период присутствия ведущих коллекционеров со всего мира в Париже во время ярмарки Paris Photo принесли общую сумму €870 875. Аукционный дом продал 49 лотов из 75 заявленных, что, конечно, низкий результат. Всеобщее внимание было приковано к одной из самых известных работ Ричарда Аведона Dovima with elephants, 1955. Оценочная стоимость работы €600 000–900 000. Эстимейт вполне обоснован. Работа была отпечатана в 1962 году с оригинального негатива Аведона до ретуши. Ее произвели к одной из первых ретроспективных выставок Аведона в Smithsonian Museum of American Art. Второй аналогичный отпечаток находится и сегодня в Сollection of the Smithsonian. Не только громкие имена автора, музея и коллекции добавляли интерес к этому уникальному лоту, но и сама история создания работы, имена великих участников — Ив Сен Лорана (молодого 19-летнего помощника Кристиана Диора), прекрасной Довимы (Dorothy Virginia Margaret Juba), которую приглашали для съемок такие мэтры фотографии, как Ирвин Пенн, Хорст П. Хорст и Эрвин Блюменфельд. В апреле 2018 года в Нью-Йорке поздний авторский отпечаток аналогичного размера ушел за $375 000, поэтому в ноябре рынок ждал отметки превышающей €1 млн, несмотря на достаточно серьезное повреждение отпечатка. Но в последний момент аукцион снял лот с продажи. Сделка года не состоялась. В результате самым дорогим лотом этих торгов оказался винтажный отпечаток Константина Бранкузи из частной французской коллекции, ушедший за €106 250.

    В Америке фотографическое искусство всегда себя чувствует более уверенно, любителей инвестировать в него в разы больше. Октябрьские торги Sotheby’s в Нью-Йорке собрали $2 764 875 и согрели душу ценителям авангарда и советской фотографии в целом.

    Винтажный отпечаток Алексанра Родченко «Девушка с лейкой» достаточно большого формата для своей эпохи, 30х40 см, подписанный дочерью автора, был продан за $519 000.

    Главные аукционные дома теперь проводят свои торги во время ярмарочной недели Photo London в мае. Sothebys, выставив 72 лота, собрал £1 307 250. Топовый результат £237 000 получило портфолио Ричарда Аведона из 11 фотографий, отпечатанных автором в 1978 году. Прекрасный и четкий провенанс Фонда Аведона помог этой сделке. В этот же день Christie’s на Кинг стрит получил £1 578 875. На торгах был продан один из двух в мире платиново-палладиевых отпечатков Роберта Маппелторпа «Кен Муди и Роберт Шерман», 1984 года, размером 50х50 см за £118 750. Другой аналогичный отпечаток хранится в коллекции Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.

    Из 172 лотов аукционного дома Phillips хитом стала работа Хельмута Ньютона «Панорама обнаженной с пистолетом» 1989 года, при эстимейте в £250-350 000 работа ушла за £729000.

    Аукционные торги всегда выступают для нас лакмусовой бумажкой состояния рынка, но далеко не все авторские отпечатки попадают на них с завидной регулярностью. Создавая коллекции, мы анализируем рынок и находим для них уникальные отпечатки, работая с дилерами и галереями. А где, как не на главных ярмарках, мы можем встретить лучших из лучших среди них?

    Главные фотографические ярмарки 2018 года уже выложили свои отчеты, по этим коротким тезисам об их работе можно выбрать те, которые есть смысл посетить в 2019 году. Возможно, именно они помогут разобраться в непростом мире и терминологии фотографического арт рынка, который по прежнему вызывает вопросы в России.

    22-я ярмарка Paris Photo бьет рекорды по числу посетителей — почти 69000 в 2018 году, причем 40 процентов из них — международные коллекционеры. Участники из 30 стран. Главное европейское фотографическое событие года может похвастаться сделками на работы классиков фотографического искусства: портрет Джона Шарковского Ричарда Аведона был продан за €75 000, шесть работ Роберта Франка проданы по цене от €60 000 до 180 000, фотограмма Ласло Мохоя-Надя — за €220 000. Старинный серебряный принт Эдварда Уэстона «Пирамида Солнца, Сан-Хуан Теотиуакан» (1923) куплен американским музеем за €185 000.

    Более молодая, но с завидным упорством делающая Лондон центром притяжения коллекционеров фотографии, четвертая по счету Photo London собрала 108 галерей из 18 стран. В Лондоне высокие результаты показали работы дилеров исторической фотографии.

    Винтажный дилер Роланд Белгрейв прокомментировал: «Этот сегмент бизнеса — именно то, что делает ярмарку успешной. Покупатели высокого класса и люди, которые не являются обычными клиентами старинной фотографии – совсем небольшая часть».

    Питер Феттерман из Санта-Моники: «Photo London был для нас очень продуктивным. В течение 5 минут после открытия мы продали винтажные фотографии Дэвида Монгомери с изображением Королевы и портреты Жана-Мишеля Баскии Ричарда Кормана. Организаторы проделали огромную работу по организации такого специального мероприятия для любителей фотографии»

    Софи Райт, директор по культурным вопросам, Magnum Photos: «Ярмарка предлагает нам возможность освежить восприятие людьми фотографий Magnum Photos, и мы рады, что посетители Photo London в этом году и сотрудничали с классическими именами, и фотографами нового поколения Magnum, и купили их».

    Ярмарка PHOTOFAIRS в Шанхае состоялась в 2018 году уже в пятый раз. В ней приняли участие 55 дилеров из 15 стран мира, более 20 галерей из Китая, что на мой взгляд, серьезный прорыв для азиатского рынка фотографии. Китай давно захватил американский и европейские рынки в современной авторской фотографии, но у себя на родине это самая яркая и притягательная ярмарка для понимания, что покупать и продавать в Китае. Учась у старших братьев в Нью-Йорке и Париже арт-бизнесу, Photo Shanghai умело приглашает многочисленных профессионалов в области фотографии, включая Мартина Барнса из лондонского Музея Виктории и Альберта, Х.С. Лю и Карен Смит из Шанхайского центра фотографии, Марка Любела из Нью-Йоркского международного центра фотографии, не говоря уже о кураторах, таких как Кристофер Филлипс, и таких коллекционеров как Дженни Ван из Фонда Фосун.

    Винтажная фотография почти полностью отсутствовала — китайские покупатели еще не готовы тратить значительные средства на то, что для них все еще является новым полем для коллекционирования.

    Ходили слухи, что на ярмарке отпечаток Маппелторпа был продан за $200 000, хотя большинство продаж были на гораздо более низком уровне в диапазоне от €20 000 до 25 000.

    38-я по счету AIPAD show, как законодательница ярмарок фотографии, показала неизменный и устойчивый результат посещаемости — 15 000 человек, это самый высокий показатель за всю историю AIPAD. Было представлено 96 ведущих мировых галерей, оживленная книжная секция книг с 36 издателями и продавцами книг, 15 докладов AIPAD, три специальные выставки.

    Галерея Steven Kasher продала более 50 принтов. Важно, что среди покупателей были музейные кураторы и серьезные коллекционеры.

    Robert Klein Gallery из Boston продали более 15 фотографий как старым, так и новым коллекционерам, включая портреты работы Юсуфа Карша за $12 500 и работы иранского фотографа Гохара Дашти за $4500.

    Галерея Utópica из Сан-Паулу, Бразилия, сообщила о «очень хороших продажах и продала 20 принтов институциональным и частным коллекционерам по ценам от $4000 до $20 000.

    (статья из издания Forbes)

  • «Коллекционирование - не акции, которые можно доверить менеджеру»

    08.06. 2018

    «Коллекционирование - не акции, которые можно доверить менеджеру»
    Наталья Григорьева, основатель Галереи имени братьев Люмьер и коллекционер фотографии, рассказала о том, как детство формирует вкусы, об инвестиции в молодые имена и о потенциале искусства арабского мира.


    — По первому образованию вы математик. Это помогает Наталье Григорьевой — коллекционеру и галеристу?
    — Математика, на мой взгляд, основная наука, которая существует в мире. Можно не помнить конкретные формулы, но системное мышление и способность работать с большими объемами информации — они именно оттуда. У меня музейный бизнес, галерейный бизнес и издательский бизнес. И если бы не математика, я бы это просто не потянула.

    — С чего вообще началась ваша история коллекционирования фотографии?
    - Профессионально она началась, когда у меня появилась галерея в ЦДХ и я поняла, что не хочу отдавать работы обратно (смеется). Я тогда очень много ездила на Запад, смотрела, как устроен фотографический галерейный бизнес, что-то покупала для себя лично, что-то для галереи.

    Но изначально, конечно, все пришло из семьи. В моем детстве папа часто ездил в Питер по работе, там все время бегал в Эрмитаж, Русский музей, ходил по архивам. Пытался наверстывать те знания, к которым всегда тяготел, но волею судьбы посвятил себе науке и космосу. Он часто вспоминал: «Я с совещания бегом в музей, чтобы успеть посмотреть, пока в Ленинграде». Не было же тогда ни смартфонов, ничего. Привозил открытки, каталоги, календари постоянно — они были разложены на столе в его кабинете. Потом он окунулся с головой в филателию­ и практически утонул в ней: огромное количество альбомов с марками про космос и живопись. Для меня уже тогда было удовольствие рассматривать и обладать.



    — То есть главным образом на вкусы коллекционера влияет детство?
    — Детство влияет на восприятие окружающего мира. В тех же Штатах вы волей-неволей будете частью арт-рынка. Вы гуляете по Манхэттену, Бруклину — и видите ярмарки, которым по много лет. В Европе гуляете с ребенком — каждый город населен арт-объектами: то одна биеннале, то другая. Маленький человек привыкает, что современное искусство живет рядом с ним. В школах все ходят на выставки: в музее Метрополитен дети лежат на полу и рисуют. Студентом вы переезжаете в общежитие, и когда на стену нужно повесить картину, у вас уже есть свои предпочтения. В Америке первая галерея, которая занималась фотографией, открылась в 1905 году. С тех пор прошел век: в течение ста лет формировались вкусы и правила игры на рынке.

    — А в России?
    — В России Галерея имени братьев Люмьер — первая галерея классической черно-белой фотографии — открылась только в 2001 году, тогда еще в ЦДХ. А само понятие профессионального арт-рынка возникло в конце 90-х. До этого было «собирательство». Но с тех пор уже многое изменилось. Сегодня фотографии у меня покупают дети тех, кто покупал искусство в начале нулевых. То есть пришло новое поколение коллекционеров, которых вырастил условный «Винзавод».



    — До этого было 70 лет тотального дефицита в условиях железного занавеса. Выход на мировую арену случился постепенно или резко?
    — В СССР рынок был закрыт, люди не были встроены в мировой контекст. Коллекционирование происходило внутри замкнутой системы. И в начале девяностых, когда ворота открылись, поток хлынул в обе стороны. Азартные игроки арт-рынка, которые хотели собирать советское искусство, приезжали сюда и за копейки вывозили шикарные коллекции, которые здесь собирали десятилетиями.

    — Этот бум сейчас прошел, или советское до сих пор в моде?
    — Мы высказались много раз на эту тему и уже обкормили Запад. Я за серьезные музейные проекты, которые организуют ведущие музеи на тему Революции и эпохи соц-арта, это очень важный вклад в нашу с вами арт-историю. Но тема в общемировом контексте уже не актуальна. Современное искусство Китая, Индии, арабского региона поражает темпами развития и новыми высказываниями, которые трогают мир намного больше, чем советское прошлое.



    — Из азиатских стран вам сейчас интереснее всего Китай?
    — Вы знаете, нет. Я сейчас была в арабских странах, в Бахрейне и в Эмиратах, и открыла для себя новую арабскую фотографию. Я в нее влюбилась, и мне так хочется ее показывать! Эти страны большие молодцы: инвестируют в искусство крупные деньги, открывают резиденции для художников. Выставку Art Bahrain открывал лично принц Бахрейна: он показал жителям своей страны, что надо поддерживать местных художников. В Дохе открывается музей. Лувр в Абу-Даби уже открыли. На Ближний Восток зашли серьезные игроки: американские, европейские галеристы, кураторы и другие специалисты арт-рынка. Да и менталитет там уже частично западный: они сохраняют свою культуру, но их дети учатся в США и в Европе и знают, как строить рынок и создавать новые имена и новые концепции. Их искусство выстрелит и будет удивлять не только их регионы, но и всех нас.

    — Коллекционирование актуального искусства — это риск?
    — Безусловно, если вы про деньги. Но это еще и замечательные эмоции, прекрасные люди которые вас окружают, абсолютно другое качество жизни. И в большинстве случаев рано или поздно это большая любовь и большая часть твоей жизни. Коллекционирование — это не акции, которые можно доверить менеджеру. Это твое личное время, твои пристрастия. Личная коллекция всегда строится на внутреннем мире своего хозяина: дилеры и консультанты всего лишь советчики и оптимизаторы инвестиций. Полгода назад я искала для одной частной коллекции фотографию Verushka Dress by Bill Blass Ричарда Аведона. Я ее нашла, и для меня это была маленькая, но яркая внутренняя победа: мы привезли ее в Москву, и теперь эта работа есть в российской коллекции.



    — Охота коллекционера — быстрая или долгая?
    — Чтобы заполучить желанный объект, можно потратить несколько месяцев, иногда и несколько лет, независимо от того, сами вы находите нужное на аукционе или вам помогает дилер. Потому что объект вы подбираете не случайно: он должен дополнять коллекцию, чтобы она несла ту функцию, которой лично вы ее наделили.

    — Переплачивает ли коллекционер за желанную работу, если она нужна любой ценой?
    — Я не слышала, чтобы продавцы завышали цены в разы — существует же понятие рынка. Если пять лет назад на Phillips de Pury, на Christie's или на Sotheby's такая-то работа была продана за $250 000, то сейчас никто не будет называть вам сумму в миллион долларов только потому что видят ваше горячее желание этой работой обладать.



    — Легко ли сделать подарок коллекционеру и не прогадать?
    — Я ценю подарки, но всегда говорю: «Никогда не дарите мне фотографии. Надо знать меня, чтобы подарок оказался действительно подарком». Потому что бывают фотографии в никуда: ты ее спрятал — и все. Но когда близкие люди, которые меня хорошо знают, дарят мне серьезные фотографии, о которых я могу только мечтать, — вот тогда я на седьмом небе. Они висят у меня на видном месте, и эти подарки — самые важные предметы в моей коллекции.

    _____________________________________________

    Наталья Григорьева родилась в Москве в семье научных сотрудников. Закончила Московский авиационный институт, затем — Московский международный университет (MBA). В 2001 год основала Галерею имени братьев Люмьер. В 2008 году открыла издательский проект. В 2010 году открыла Центр фотографии имени братьев Люмьер.

  • Еда

    27.11.2013 - 17.03. 2014

    В Государственном Русском музее открылась выставка «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея». Обширное собрание Русского музея, в котором насчитывается несколько сотен произведений искусства, имеющих отношение к «гастрономической» теме, позволило достаточно полно и ярко раскрыть эту тему в рамках отдельной экспозиции. На выставке демонстрируются более 300 произведений из коллекции Русского музея, частных собраний и мастерских художников. В экспозиции вошли более 40 фотографий авторов нашей
    Галереи Я.Халипа, А.Князева, В.Гущина, И.Гневашева, В.Егорова, Ю.Лунькова, В.Опалина, Я.Рюмкина, А.Устинова, Н.Рахманова, Е.Умнова, Б.Игнатовича, М.Прехнера, А.Подосинова, В.Лагранжа, Н.Драчинского, М.Маркова-Гринберга.

  • Авторы Галереи на выставке "Дети страны советов"

    7.09.- 20.11. 2017

    На выставке представлена живопись, графика, скульптура и ДПИ периода 1920 - 1980 гг. Среди фотографов Галереи имени братьев Люмьер: Эммануил Евзерихин, Николай Драчинский, Григорий Дубинский и Марк Марков-Гринберг.

  • Андрей Тарковский. Художник пространства

    20.09.- 20.11. 2017

    В Русском музее в Строгановском дворце на выставке «Андрей Тарковский. Художник пространства» представлены работы фотографа Галереи имени братьев Люмьер Игоря Гневашева со съемок фильма «Сталкер».
    Выставка «Андрей Тарковский. Художник пространства» посвящена 85-летнему юбилею всемирно известного режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского (1932–1986).

  • Оттепель

    16.02.-17.06. 2017

    Галерея имени братьев Люмьер принимает участие в крупнейшем выставочном проекте Третьяковской галереи «Оттепель», посвященном периоду отечественной истории. Выставка охватывает время с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о возможности построения социализма с "человеческим лицом". Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями происходивших изменений в важнейших сферах жизни советского человека. В выставку вошли фотографии авторов Галереи Н.Грановского, Э.Волкова, Ю.Кривоносова, Н.Рахманова, Л.Лазарева, В.Лагража, Н.Хорунжего. М.Трахмана и А.Хрупова.

  • 15 лет Галерее

    01.11. 2016

    В ноябре у нас знаменательная дата - наша галерея празднует 15 лет с момента своего основания.
    Начав с камерного пространства в ЦДХ, галерея провела в своих стенах около 60 персональных и групповых выставок, вырастив Центр фотографии.
    За эти годы мы заново открыли более 70 отечественных авторов и привели на российский рынок более 30 зарубежных имен. Мы благодарны каждому нашему автору за долгие годы сотрудничества и теплые отношения.
    За время существования вокруг галереи образовались несколько сотен любителей фотографии, некоторые из которых стали коллекционерами. Мы признательны каждому за доверие.
    Мы работаем для вас, помогаем привнести искусство в вашу жизнь и стараемся сделать её немного лучше. Спасибо, что вы с нами!

  • Галерея имени братьев Люмьер на благотворительном аукционе "Off white" фонда "Обнаженные сердца"

    10.09. 2016

    В рамках ярмарки Cosmoscow прошел благотворительный аукцион фонда Натальи Водяновой Naked Heart Foundation / Фонд "Обнаженные cердца". Предоставленная Галереей имени братьев Люмьер работа Лорана Шеера из серии "Воздушные замки" ушла за 10 тыс.евро при эстимейте в 7,2 тыс.евро.

  • Галерея имени братьев Люмьер на ярмарке Cosmoscow

    11.09.2015 2015

    10 сентября в рамках ярмарки современного искусства Cosmoscow состоялся аукцион в пользу фонда Натальи Водяновой Naked Heart Foundation / Фонд "Обнаженные cердца". Одним из топ-лотов аукциона стала работа автора нашей галереи, архитектурного фотографа Игоря Пальмина. Фотография "Конногвардейский манеж" ушла с торгов с удвоенным эстимейтом за 7 000 евро.

  • КРАСОТА БЕЗ ГЛАМУРА?

    01.08.- 28.10. 2013

    Русский музей представляет выставку «КРАСОТА БЕЗ ГЛАМУРА?», посвященную жанру «ню» в русской фотографии ХХ-XXI в.в. Экспозиция включает около 80 фотографий, демонстрирующих эволюцию этого жанра. Галерея имени братьев Люмьер предоставила для экспозиции работы своих авторов Н.Филлипова, Н.Хорунжего, А.Князева, В.Арутюнова, Д. Донского, А.Лялина, Л.Лазарева, Н.Свиридовой и Д.Воздвиженского.

  • Портрет Африки

    04.10.- 05.11. 2012

    В Государственном Русском музее проходит персональная выставка Антона Лялина «Портрет Африки», организованная совместно с Галереей имени братьев Люмьер.  Выставка знакомит с серией, объединившей 64 работы известного современного российского фотографа, совершившего путешествие по Африканскому континенту.